Разделы сайта

Главная

Советы о надомном обучении

Надомное обучение: выстраиваем взаимодействие с родителями обучающихся, выбираем формы работы

Чтобы надомное обучение было эффективным, включайте в образовательный процесс родителей школьника. 

 С чего начать работу с родителями

После того, как документы подписаны, ребенок официально переходит на надомное обучение по состоянию здоровья. Но родители часто не понимают, что потребуется от них. Должны ли они взять на себя роль учителей, контролировать занятия детей? Тревога по поводу здоровья, успеваемости и экзаменов может подтолкнуть родителей к нецелесообразному поведению. Чтобы избежать этого, проведите подготовительную работу с родителями. 

Подготовительная беседа поможет родителям адаптироваться к надомному обучению и понять, как оно устроено. Советы и рекомендации классного руководителя помогут родителям осознать ответственность за обучение детей. 

Психологическое состояние родителей сказывается на учебной мотивации ребенка. Сделайте родителей союзниками. Чем подробнее вы погрузите их в специфику домашнего обучения, тем спокойнее будет проходить работа педагогов с учеником-надомником. 

Обучение на дому: о чём важно сообщить родителям.

1. Успокойте родителей. Родители ученика-надомника не могут быть его учителями. Детей по-прежнему учат школьные педагоги, которые будут приходить согласно расписанию.

2. Расскажите про ответственность. Классный руководитель доступно объясняет родителям, что они обязаны оборудовать рабочее место ребенка. Их задача – предоставить канцелярские принадлежности и информировать школу о состоянии здоровья ребенка. Также родители контролируют, чтобы ученик выполнял домашние задания.

3. Верните в реальность. Классный руководитель должен объяснить родителям, что невозможно сохранить прежний уровень образования при обучении больного ребенка дома.  Учебные результаты детей будут ниже, чем обычно, а нагрузка педагогов и родителей – выше. Скорее всего, дети не смогут учиться с прежней интенсивностью по самочувствию. Общая задача – пройти эту ситуацию с наименьшими потерями.

4. Познакомьте родителей с расписанием занятий. Родители должны понимать, как будет проходить обучение и примерный распорядок школьного дня. Сделайте акцент на том, что режим останется, несмотря на то, что ученику больше не нужно посещать школу. 

5. Наладьте взаимодействие родителей и педагогов-предметников. Задача классного руководителя – наладить взаимодействие учителей и родителей. Обсудите организационные моменты, родители смогут задать учителям необходимые вопросы. Встреча поможет участникам предупредить недоговоренности и настроиться на совместную работу.                                               

Классный руководитель постоянно взаимодействует с родителями ученика, который обучается на дому. Основная задача руководителя класса – сформировать позитивную установку, сделать обучение ребенка максимально комфортным и результативным. Организуйте сопровождение семьи ученика-надомника самостоятельно или обратитесь за помощью к педагогу-психологу.

Начните работу с диагностики семьи. Для этого проведите:

•      анкетирование, чтобы получить общие сведения о возрасте родителей, уровне образования, характере взаимоотношений в семье;

•      собеседование, чтобы преодолеть беспокойство и боязнь разговора о ребенке, наладить контакт между родителями и учителями.

Помните, что ваша задача – помочь семье справиться с воспитанием ребенка с тяжелым заболеванием, способствовать его социальной адаптации, научить правильно воспринимать ребенка и понимать перспективы его развития.  

Объясните родителям, что постоянный контакт с педагогом-психологом важен для организации качественного образования. 

Родители должны понимать, что низкая степень вовлеченности приведет к негативным последствиям. Например, ребенок не справится с образовательной программой, ему будет трудно адаптироваться к социуму. Пассивная родительская позиция мешает ребенку полноценно развиваться!

Если вы решите привлечь к адаптационной работе психолога, попросите его продемонстрировать, как лучше общаться с ребенком в ситуации длительного лечения. Пусть специалист покажет, как организовывать занятия, определять их длительность, применять специальные дидактические пособия и технические средства. 

 Какие формы взаимодействия с родителями использовать

В течение года используйте индивидуальные и групповые формы работы с родителями. 

Индивидуальные формы работы

1. Индивидуальное консультирование. Проводите его, чтобы сообщить родителям результаты диагностики ученика и обсудить ход работы. Рассказывайте об особенностях ребенка, подчеркивайте его положительные качества. Объясняйте, какие занятия нужны, к каким специалистам обращаться, как организовать занятия в домашних условиях.

2. Общение через социальные сети. Создайте форум, чтобы информировать и консультировать родителей. Можете использовать для этой цели мессенджер.

3. Совместные занятия «ребенок – педагог – родитель». Цель встреч – вовлечь родителей в образовательный процесс. На занятиях обсуждайте процесс индивидуального обучения ребенка. Так родители будут видеть его успехи и неудачи, вместе с педагогами будут стараться найти выход из трудной ситуации.

Групповые формы работы

1. Родительские лектории, практикумы, тренинги. Проводите, чтобы помочь родителям выработать педагогические навыки. Совместными усилиями педагогические задачи вы решите эффективнее. Выбирайте разные темы. Например, мастер-класс «Как решать трудности в обучении на дому и мотивировать ребенка к самостоятельной работе». Можете проводить мероприятия в режиме онлайн.

2. Обмен опытом между родителями. Организуйте родительский клуб или группу взаимопомощи. Родители смогут обмениваться там опытом по семейному воспитанию и обучению детей на дому. Посвящайте встречи узкому вопросу, заранее определяйте выступающих и давайте им время на подготовку. Тогда выступления родителей будут приносить пользу остальным. Постарайтесь, чтобы атмосфера встреч была комфортной. Можете разработать правила поведения и общения в группе. Для этого обратитесь за советом к педагогу-психологу или в центр психолого-медико-социального сопровождения.

3. Совместные досуговые мероприятия. Организуйте онлайн-мероприятия для детей, которые обучаются на дому и их родителей. Так ученики получат возможность социального общения, смогут проявить себя в коллективе. Многие родители детей с особенностями боятся проявления жалости к себе и своим детям. Похвалу в адрес ребенка воспринимают от специалистов, которые могут профессионально оценить результаты ребенка. Поэтому на конкурсы и соревнования в качестве членов жюри приглашайте экспертов, значимых для родителей.