ПОЛОЖЕНИЕ
о научном обществе
учащихся младших классов «ПОИСК»
1 Общие положения
1.1 Научное общество учащихся младших классов (далее НОУ) – добровольное творческое объединение учащихся.
1.2 НОУ в своей деятельности руководствуется Кодексом Республики Беларусь об образовании, настоящим Положением и Уставом учреждения образования.
1.3 Членами НОУ могут быть учащиеся, изъявившие желание участвовать в работе НОУ, проявившие склонность к проектной и исследовательской деятельности, а также педагогические работники, другие специалисты и законные представители несовершеннолетних учащихся.
2 Цель и задачи
2.1 Целью НОУ является создание условий для развития, самоопределения, самореализации и воспитания учащихся.
2.2 Основные задачи НОУ:
2.2.1 выявление и поддержка одарённых учащихся;
2.2.2 развитие интереса учащихся к научно-исследовательской работе, углубленная подготовка к ней;
2.2.3 формирование умений и навыков учебно-исследовательской и экспериментальной деятельности под руководством педагогических работников;
2.2.4 активизация личностной позиции учащихся в образовательном процессе;
2.2.5 пропаганда научных знаний и достижений;
2.2.6 углублённое изучение различных областей знаний;
2.2.7 повышение уровня качества образования;
2.2.8 воспитание активной гражданской позиции, высоких нравственных качеств и духовной культуры.
3 Структура и организация работы
3.1 Основными структурными подразделениями НОУ являются: секция 1-х классов - «Умки», секция 2-х классов – «Знатоки», секция 3-х классов – «Искатели», секция 4-х классов – «Эрудиты».
3.2 Заседания НОУ проводятся 1 раз в четверть.
3.3 Руководство и координацию работой НОУ осуществляет Совет НОУ, в состав которого входят заместитель директора и педагогические работники учреждения образования.
3.4 Координирует работу НОУ в учреждениях образования педагогический работник, одобренный на заседании творческой группы или методического объединения.
3.5 НОУ ведёт своё делопроизводство.
Содержание и формы работы
4.1 Создание системы взаимодействия с учреждениями образования, общественными организациями с целью выявления учащихся, склонных к научному творчеству.
4.2 Реализация мероприятий, направленных на выявление и поддержку учащихся с признаками одарённости, содействие их творческому росту.
4.3 Осуществление информационно-методической деятельности, направленной на развитие научного творчества учащихся.
4.4 Оказание консультативной помощи руководителям проектов и исследований учащихся.
4.5 Сотрудничество педагогических работников и учащихся предполагает следующие формы:
4.5.1 круглогодичную работу НОУ в учреждениях образования;
4.5.2 индивидуальную работу учащихся под руководством педагогических работников учреждения образования; семинары; научно-практические конференции; турниры по различным областям знаний; организацию интеллектуальных игр, конкурсов, выставок и др. по развитию познавательных интересов и творческих способностей учащихся; олимпиады по общеобразовательным предметам; международный математический конкурс «Кенгуру»; конкурс по русскому языку и литературе «Журавлик»; международный лингвистический конкурс «Лингвистёнок»; конкурс по белорусскому языку и литературе «Буслик»; международный природоведческий конкурс «Колосок»; предметные недели;
4.5.3. заключительным этапом является проведение школьной ученической конференции «Первые шаги в исследовательскую деятельность» (проводится 1 раз в год в марте-апреле). По её итогам победители направляются для участия в районном конкурсе исследовательских работ и проектов «Я - исследователь».
5 Права и обязанности членов НОУ
5.1 Членами НОУ могут быть учащиеся, изъявившие желание участвовать в работе НОУ, проявившие склонность к проектной и исследовательской деятельности, а также педагогические работники и другие специалисты, законные представители несовершеннолетних учащихся.
5.2 Члены НОУ обязаны:
5.2.1 активно работать в НОУ, участвовать в конференциях, самостоятельно углублять знания по избранной отрасли наук, пропагандировать её достижения;
5.2.2 быть примером высокой культуры.
5.3 Члены НОУ имеют право:
5.3.1 работать в НОУ;
5.3.2 получать индивидуальные консультации у педагогических работников учреждения образования;
5.3.3 получать характеристику своей работы;
5.3.4 принимать участие в конференциях, конкурсах различного уровня;
5.3.5 публиковать результаты своей деятельности;
5.3.6 добровольно выйти из состава НОУ.
5.4 По итогам научно-практической конференции за активную работу в НОУ и достигнутые творческие успехи в исследовательской деятельности члены НОУ могут быть награждены дипломами, ценными подарками; могут быть рекомендованы к участию в конференциях различных уровней; могут быть направлены для участия в конкурсах.
6 Виды исследовательской деятельности и общие требования к ним
6.1 Исследовательская деятельность учащихся – творческий процесс совместной деятельности нескольких субъектов по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей. Результатом является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения.
6.2 Исследовательская деятельность учащихся подразделяется на учебно-исследовательскую деятельность, научно-исследовательскую деятельность и проектную деятельность.
6.2.1 Учебно-исследовательская деятельность учащихся – форма учебной работы, целью которой является достижение более глубокого образовательного уровня, развитие творческих, интеллектуальных способностей учащихся и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную, исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Результат ее, как правило, известен педагогическим работникам заранее или предсказуем. Однако для учащихся – это новая ситуация со всеми признаками и свойствами настоящей научной проблемы, решая которую, они совершают свое собственное открытие.
6.2.2 Научно-исследовательская деятельность учащихся – форма работы, осуществляемая учащимся под руководством научного руководителя. Как правило, учащийся решает достаточно малую, но самостоятельную исследовательскую задачу, результат которой не планируется заранее и, следовательно, оказывается пусть незначительным, но шагом в развитии научного направления (образовательной области, сферы деятельности).
6.2.3 Проектная деятельность учащихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, направленная на достижение общего результата, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
6.3 Каждая творческая работа должна завершаться самостоятельно сделанными выводами. К работе должны прилагаться: список использованных источников, рисунки, чертежи, фотоснимки, карты, графики, а также рецензия научного руководителя.
- Заключительные положения
7.1 Изменения и дополнения в Положение о научном обществе учащихся вносятся по предложению членов НОУ и утверждаются на заседании Совета.
7.2 Реорганизация и ликвидация НОУ производится по решению Совета НОУ.